Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Новости

В театре стандартов нет — Григорий Заславский

Четверг, 26 мая 2011

Театральный критик, заведующий отделом культуры «Независимой газеты», обозреватель радио «Вести FM» Григорий Заславский в интервью информационному агентству «PenzaNews» дал оценку организации проведения в Пензе первого фестиваля «Театральное Поволжье», а также поделился впечатлениями от увиденного.

В театре стандартов нет — Григорий Заславский— Григорий Анатольевич, каково в целом Ваше впечатление от фестиваля?

— Организация замечательная, но больше всего мне понравилась публика. Здесь я познакомился с несколькими людьми и вижу, что для них актеры вашего театра — это почти знакомые. Когда я их знакомил с Наташей Старовойт или с художественным руководителем Сергеем Казаковым, то они их уже прекрасно знали.

У вас в городе есть какая-то замечательная привычка ходить в театр — один раз в неделю, два раза в неделю, то есть те 3%, которые, как считается, ходят в театр, у вас этот процент намного выше. И это замечательный кредит доверия театру, который нужно оправдывать и дальше.

Фестиваль — это, в первую очередь, очень хорошо для нового здания пензенского драмтеатра, для того, чтобы использовать его самые разные пространства: что-то проходит в большом зале, обсуждение проходит в конференц-зале, один спектакль был в малом зале. Я думаю, что здесь есть еще немало мест, где можно играть спектакли, а не только проводить читки в рамках лабораторий и мастер-классов, связанных с новой драматургией. Мне кажется — это очень здорово.

— Проходящий в Пензе фестиваль — первый в своем роде в Поволжье. Что могли бы посоветовать организаторам для его развития в будущем?

— Немножко жалко, что в стороне от этих лабораторий остались студенты. Все-таки Пенза — это еще и университетский город. У вас, наверняка, есть филологический факультет или какие-то другие гуманитарные факультеты, да и естественно-научные тоже. В театр же ходят не только те, кто изучает историю русской литературы, но и студенты-медики. Вот это то, что можно назвать таким простительным, извинительным недостатком первого фестиваля. Однако это полностью компенсируется тем, что в зале много молодых.

Очень приятно, что в театр ходит много молодых девушек. Казалось бы, они могут и в какое-то другое место пойти познакомиться, а здесь — они ходят в театр. Это тоже очень здорово, и этих всех зрительниц и зрителей ни в коем случае нельзя потерять.

Были идеи развести лабораторию и фестиваль. Ну, не знаю. Как раз мне кажется, что такая лаборатория наоборот очень хороша в рамках фестиваля.

Еще, конечно же, к сожалению, почти на всех фестивалях так происходит — очень важно, чтобы те, кто отыграли спектакль, хотя бы несколько человек от театра, оставались и видели, что делают другие. Это важно даже не для того, чтобы в финале председателю жюри было, кому вручать награды.

Кроме того, мне кажется, что в будущем обязательно нужно, опять же оговорюсь — это первый фестиваль — сделать что-то вроде экспертного совета. Для того чтобы не оставить все на самотек и самоволие театров, которые будут привозить и навязывать фестивалю спектакли. Ведь очень важно, чтобы пензенский зритель увидел спектакли последних лет или спектакли какого-то определенного автора, то есть вот этой некоторой концептуальностью придать фестивалю тем больший смысл и еще какое-то большее своеобразие. Это то, что, мне кажется, было бы здорово для его будущего развития.

— Что можете сказать в целом о труппах, посетивших Пензу? Достаточно широко представлены театры юного зрителя — с чем, на Ваш взгляд, это связано?

— Я думаю, можно много чего придумать, почему так. Например, взять и придумать, что ТЮЗы, поскольку само название сегодня кажется не современным, именно поэтому ТЮЗы более активно ищут себя в современном мире и поэтому они интереснее перестраиваются. Но я думаю, что это такие все придуманные вещи. На самом деле приходит интересный режиссер или приходит новый художественный руководитель — и театр получает вторую жизнь.

Мне очень понравилась труппа пензенского театра. Особенно это было видно даже не в самих спектаклях, я, к сожалению, не посмотрю «Поминальную молитву», которая не входит в афишу, а в первую очередь, это имеет отношении к читкам, в которых принимали участие народные и заслуженные артисты. Это было очень полезно для самой новой драмы — участие лучших актеров всех поколений.

Для меня на фестивале были какие-то шокирующие открытия. Вот, например, сейчас был показан спектакль башкирского театра имени Мажита Гафури, и выяснилось, что у них в репертуаре вообще нет ни одного спектакля на русском языке. То есть мне не казалось, что национальные проблемы зашли уже так далеко. Ведь, кажется, что да — есть республики, где эти проблемы существуют, и есть республики, где президенты прекрасно справляются со всем этим. Но когда ты узнаешь, что в театре нет ни одного спектакля на русском языке, потому что, мол, это вотчина русского театра, который тоже там есть, мне кажется, что в этом есть страшноватое проявление национальных проблем.

— В каком, на Ваш взгляд, направлении движется русский провинциальный театр? Что его ждет в будущем?

— Все зависит от города и от традиций. Понимаете, главное — не потерять театр там, где он есть. Я был в городе Вышний Волочок, и из всех видов досуга там только театр и ночной клуб со стриптизом по выходным. Больше ничего нет. Вот хорошо, что в Пензе, где намного более широкий выбор мест проведения свободного времени, театр остается одним из каких-то очень важных. Есть актерская школа, есть замечательная труппа, соответственно, нужен лидер, и сейчас такой лидер есть — это Сергей Казаков, который, мне кажется, думает очень серьезно о том, какой репертуар подобрать этим актерам, что сделать на большой сцене, что сделать на малой сцене. Это очень важно. Думает о следующем сезоне, о том, что будет делать через сезон.

Нельзя говорить о провинциальном театре вообще, это в медицине есть стандарты, в театре стандартов нет. Именно поэтому театральные деятели так выступают против 94 Федерального Закона, против 73 Федерального Закона, 83-го, потому что стандарты не могут быть одинаковыми для больниц, школ, музеев и театров. Потому что театры они все равно вне стандартов.

— Спасибо за интересную беседу!

Григорий Анатольевич Заславский (род. 1970) — российский театральный критик. Окончил театроведческий факультет Российской академии театрального искусства в 1993 году, ученик Инны Соловьевой.

Первую рецензию опубликовал в 1989 году в газете «Московский комсомолец». В 1990 году был первым директором театра «Геликон». Работал в журналах «Музыкальная жизнь», «Московский наблюдатель», был театральным обозревателем «Радио России», радиостанций «Надежда», «Говорит Москва», «Маяк».

С 1993 года по настоящее время — сотрудник «Независимой газеты», заведующий отделом культуры. Кроме того, в 2004–2007 годах ведущий посвященной театру рубрики в журнале «Октябрь». Обозреватель информационного канала «Вести». Член комиссии Союза театральных деятелей РФ по критике и театроведению.

В 2009 году выпустил книгу «Москва театральная. Путеводитель».

Источник: Информационное агентство “PenzaNews”